В продолжение вопросов, затронутых в [THREAD=31661]топике про «2K»[/THREAD]
— а именно про расхождение матричной модели монитора с реальным поведением устройства.
Вроде бы считается, что матричные профили достаточно хорошо описывают устройства отображения. То есть, хотя исходных XYZ-координат по ним не восстановить, можно сделать более-менее точное приближение по 3×3-матрице кардинальных стимулов и 3-м яркостным TRC. И пусть даже цветность xy каждого кардинала в отдельности будет оставаться на максимальном насыщении, пока не упрётся в абсолютный чёрный, считается, что переход в L*a*b* сделает разницу несущественной. То есть xy-разница будет расти по мере падения интенсивности стимулов, но зависимость a*b* от светлоты, наоборот, будет делать её всё меньше и меньше.
Но насколько это действительно так? Я попробовал прикинуть (см. Excel-таблицу в аттаче), и результат, мягко говоря, «превзошёл все ожидания». Мало того, что с падением светлоты dE только и делает, что растёт, так ещё и достигаемые ею значения — 9–20 единиц. Причём я перепроверил по разным цветовым каналам совершенно разных устройств (3 проектора DLP/LCD и 1 монитор LCD) и разными приборами (Spyder2 и i1Pro) — картина одна и та же. Правильность вычислений подтверждена ColorLab.
Пояснения к содержимому таблицы:
Какие будут комментарии? У меня есть только одна гипотеза: если дело не в измерительной аппаратуре, значит виноваты сами устройства. Будь у них чёрный потемнее (то есть если бы «прожекторы» лучше запирались), насыщенность действительно могла бы оставаться более высокой; впрочем, контаст DLP-проектора превышает 500:1, а всё туда же. Возможно, следовало бы проверить ЭЛТ с их ещё более высоким контрастом, но у них такие сильные зависимости между участками экрана, что трудно воспринимать пиксели и даже целые области как самостоятельные элементы. К тому же ЖК всё сильнее наступают по всем фронтам, так что вопрос адекватности матричных профилей для них вполне уместен без оглядки на ЭЛТ.

Вроде бы считается, что матричные профили достаточно хорошо описывают устройства отображения. То есть, хотя исходных XYZ-координат по ним не восстановить, можно сделать более-менее точное приближение по 3×3-матрице кардинальных стимулов и 3-м яркостным TRC. И пусть даже цветность xy каждого кардинала в отдельности будет оставаться на максимальном насыщении, пока не упрётся в абсолютный чёрный, считается, что переход в L*a*b* сделает разницу несущественной. То есть xy-разница будет расти по мере падения интенсивности стимулов, но зависимость a*b* от светлоты, наоборот, будет делать её всё меньше и меньше.
Но насколько это действительно так? Я попробовал прикинуть (см. Excel-таблицу в аттаче), и результат, мягко говоря, «превзошёл все ожидания». Мало того, что с падением светлоты dE только и делает, что растёт, так ещё и достигаемые ею значения — 9–20 единиц. Причём я перепроверил по разным цветовым каналам совершенно разных устройств (3 проектора DLP/LCD и 1 монитор LCD) и разными приборами (Spyder2 и i1Pro) — картина одна и та же. Правильность вычислений подтверждена ColorLab.
Пояснения к содержимому таблицы:
- 4 листа: shades_G — зелёный канал LCD-проектора с высокой яркостью белой точки (460 кд/м²), shades_B — синий канал DLP-проектора с относительно низкой яркостью (160 кд/м²), shades_R — красный канал LCD-проектора с высокой яркостью (570 кд/м²), shades_G2 — зелёный канал LCD-монитора с низкой яркостью (60 кд/м²). Таким образом, покрывается широкий диапазон входных значений. В последнем случае измерения проводились спектрофотометром Eye-One Pro, чтобы снять сомнения в точности результатов колориметра Spyder2.
- На каждом листе приведены исходные данные промеров (Real display device). По ним вычисляются координаты цветности и насыщенность; для пущей наглядности, они также изображаются на графиках в левой нижней части листа.
- Чуть правее идут вычисления матричной модели устройства (Matrix model). Иллюстрировать тут особо нечего, так как цветность всегда в одной точке, а насыщенность всегда максимальная.
- Затем всё это переводится в L*a*b* и сравнивается. По графику в осях L*-C* может показаться, что линии очень близки друг к другу. Но кривая dE* наглядно показывает, что абсолютная величина погрешности весьма и весьма недетская.
Какие будут комментарии? У меня есть только одна гипотеза: если дело не в измерительной аппаратуре, значит виноваты сами устройства. Будь у них чёрный потемнее (то есть если бы «прожекторы» лучше запирались), насыщенность действительно могла бы оставаться более высокой; впрочем, контаст DLP-проектора превышает 500:1, а всё туда же. Возможно, следовало бы проверить ЭЛТ с их ещё более высоким контрастом, но у них такие сильные зависимости между участками экрана, что трудно воспринимать пиксели и даже целые области как самостоятельные элементы. К тому же ЖК всё сильнее наступают по всем фронтам, так что вопрос адекватности матричных профилей для них вполне уместен без оглядки на ЭЛТ.