- Сообщения
- 9 258
- Реакции
- 1 188
Коллеги!
Помните, в свое время я открывал трэд о неких загадочных 800К, которые приходится прибавлять к значению коррелированной цветовой температуры осветителя, дабы быстро уравнять цветовое ощущение от белой точки монитора с поверхностью? Никто из нас не мог дать внятного объяснения и, в итоге, мы пришли к выводу, что уравнивать нужно сугубо по ощущенниям, не взирая при этом на цифири. Это правильно. Но объяснение происходящего дал Фершильд в 8-й главе (перевод с листа, прошу быть снисходительными):
"Твердая копия и экранное отображение
Ясно, что хроматическая адаптация очень сложна и реализуется за счет сенсорных и когнитивных механизмов. Не столь очевидно то, насколько важно помнить об этих двух типах механизмов при просмотре изображений на экранах мониторов. Если изображение репродуцировано на носителе сходном с оригиналом и рассматривается в аналогичных условиях, то можно без опаски предположить, что сходные механизмы хроматической адаптации активизируются и при просмотре оригинала, и при просмотре его репродукции. Но что происходит, когда оригинал выполнен на одном носителе, например на экране монитора, а его репродукция -- это твердая копия?
Ряд экспериментов, количественно описывающих составляющие хроматичекой адаптации (Фершильд, 1992, 1993), показал, что часть механизмов, которые активны при рассматривании твердой копии (или реальной сцены), неактивны при рассматривании экранных изображений.
Когда рассматривается твердая копия, изображение воспринимается как объект, освещенный превалирующим светом, то есть активны механизмы обеих категорий: сенсорные, отвечающие на спектральное распределение энергии стимула, и когнитивные, вводящие поправку на "известный" цвет источника. Изображение на экране, не может интерпретироваться как освещенный объект, следовательно у нас нет осветителя с "известным" цветом и активны только сенсорные механизмы адаптации.
В сказанном можно убедиться, если посмотреть на лист белой бумаги под светом лампы накаливания и сравнить ощущение от нее с равномерным полем CRT (или LCD) дисплея, имеющим точно такие же цветность и светимость, и находящимся в темной комнате. Бумага будет восприниматься белой или слегка желтоватой. Экран будет восприниматься желтым с относительно высокой насыщенностью. Если, к примеру, осветить бумагу светом самого дисплея, то бумага опять будет восприниматься белой, а сам экран будет оставаться желтым!
Модели цветового восприятия, такие как RLAB, модель Ханта, CIECAM02 включают в себя механизмы, в той или иной степени учитывающие "поправку на источник"."
Таким образом, коллеги, любые потуги инструментально уравнять белую точку монитора с белой поверхностью при данном офисно-бытовом освещении будут тщетны (при условии, если мы не в обстановке IS0 3664) и то, что экран желтее (например, когда свет 5000К и экран 5000К) -- совершенно нормально. Выравнивать нужно только по ощущениям, или же попытаться приладить CIECAM02 к этому делу.
Все сказанное Фершильдом лишний раз напоминает о том, что нужно стремиться оформить свое рабочее место по ISO 3664:2000.
Жаль, что к моменту сдачи нашей с Андрюхой книги в печать, мы еще не имели этой информации -- обязательно использовали бы для "усиления" главы об адаптации.
Помните, в свое время я открывал трэд о неких загадочных 800К, которые приходится прибавлять к значению коррелированной цветовой температуры осветителя, дабы быстро уравнять цветовое ощущение от белой точки монитора с поверхностью? Никто из нас не мог дать внятного объяснения и, в итоге, мы пришли к выводу, что уравнивать нужно сугубо по ощущенниям, не взирая при этом на цифири. Это правильно. Но объяснение происходящего дал Фершильд в 8-й главе (перевод с листа, прошу быть снисходительными):
"Твердая копия и экранное отображение
Ясно, что хроматическая адаптация очень сложна и реализуется за счет сенсорных и когнитивных механизмов. Не столь очевидно то, насколько важно помнить об этих двух типах механизмов при просмотре изображений на экранах мониторов. Если изображение репродуцировано на носителе сходном с оригиналом и рассматривается в аналогичных условиях, то можно без опаски предположить, что сходные механизмы хроматической адаптации активизируются и при просмотре оригинала, и при просмотре его репродукции. Но что происходит, когда оригинал выполнен на одном носителе, например на экране монитора, а его репродукция -- это твердая копия?
Ряд экспериментов, количественно описывающих составляющие хроматичекой адаптации (Фершильд, 1992, 1993), показал, что часть механизмов, которые активны при рассматривании твердой копии (или реальной сцены), неактивны при рассматривании экранных изображений.
Когда рассматривается твердая копия, изображение воспринимается как объект, освещенный превалирующим светом, то есть активны механизмы обеих категорий: сенсорные, отвечающие на спектральное распределение энергии стимула, и когнитивные, вводящие поправку на "известный" цвет источника. Изображение на экране, не может интерпретироваться как освещенный объект, следовательно у нас нет осветителя с "известным" цветом и активны только сенсорные механизмы адаптации.
В сказанном можно убедиться, если посмотреть на лист белой бумаги под светом лампы накаливания и сравнить ощущение от нее с равномерным полем CRT (или LCD) дисплея, имеющим точно такие же цветность и светимость, и находящимся в темной комнате. Бумага будет восприниматься белой или слегка желтоватой. Экран будет восприниматься желтым с относительно высокой насыщенностью. Если, к примеру, осветить бумагу светом самого дисплея, то бумага опять будет восприниматься белой, а сам экран будет оставаться желтым!
Модели цветового восприятия, такие как RLAB, модель Ханта, CIECAM02 включают в себя механизмы, в той или иной степени учитывающие "поправку на источник"."
Таким образом, коллеги, любые потуги инструментально уравнять белую точку монитора с белой поверхностью при данном офисно-бытовом освещении будут тщетны (при условии, если мы не в обстановке IS0 3664) и то, что экран желтее (например, когда свет 5000К и экран 5000К) -- совершенно нормально. Выравнивать нужно только по ощущениям, или же попытаться приладить CIECAM02 к этому делу.
Все сказанное Фершильдом лишний раз напоминает о том, что нужно стремиться оформить свое рабочее место по ISO 3664:2000.
Жаль, что к моменту сдачи нашей с Андрюхой книги в печать, мы еще не имели этой информации -- обязательно использовали бы для "усиления" главы об адаптации.