Недавно меня спросили, можно ли использовать фотобумагу в качестве дешёвого заменителя белой карты. Логика понятная: белый на фотобумаге — это отсутствие краски, т.е., сама бумага. Должна быть, по-хорошему, белой в любом освещении.
Ничего проще, чем снять при различных источниках фотобумагу и серую карту X-Rite GrayCard (другой просто под рукой нет), в голову не пришло. Всего было девять источников:
Фотографировал тестовую мишень X-Rite Mini ColorChecker 24, лежащий на X-Rite Mini GrayCard, лежащей на листе A4 фотобумаги Canon Photo Paper Plus Glossy II под всеми девятью источниками (в RAW). Потом в ACR тыкал пипеткой в центр (на глаз) серого поля. Итого:
В сухом остатке получилось, что в искусственном свете фотобумага вполне белая — разница с серой картой, во-первых, минимальная, во-вторых, слаборазличима глазом. А вот в естественном свете очень заметно синит.
То, что фотобумагу не следует использовать в качестве белой карты, понятно. Непонятны следующие вопросы:
В целом, несколько обескуражен результатами — не ожидал такой небелизны (явно различимой глазом и без замеров) фотобумаги в естественном свете.
Пардон, если не в тот форум запостил.
Ничего проще, чем снять при различных источниках фотобумагу и серую карту X-Rite GrayCard (другой просто под рукой нет), в голову не пришло. Всего было девять источников:
- рассеянный дневной свет в тени;
- две лампы — дневного света и накаливания
- и три светофильтра к ним — жёлтая, синяя и красная пластиковые папки для документов (что под рукой было).
Фотографировал тестовую мишень X-Rite Mini ColorChecker 24, лежащий на X-Rite Mini GrayCard, лежащей на листе A4 фотобумаги Canon Photo Paper Plus Glossy II под всеми девятью источниками (в RAW). Потом в ACR тыкал пипеткой в центр (на глаз) серого поля. Итого:
- дневной свет — 6300K, tint +9 для GrayCard и 7050K, tint +15 для фотобумаги;
- лампа дневного света — 2550K, tint +7 для GrayCard и 2600K, tint +8 для фотобумаги;
- лампа накаливания — 2500K, tint 0 для GrayCard и 2550K, tint 0 для фотобумаги;
- применение светофильтров (ещё шесть источников) не сильно меняет картину — в искусственном свете фотобумага ведёт себя почти как серая карта. Таблица результатов здесь — http://files.unifiedcolor.com/Tynu40k/WB-experiment.html
В сухом остатке получилось, что в искусственном свете фотобумага вполне белая — разница с серой картой, во-первых, минимальная, во-вторых, слаборазличима глазом. А вот в естественном свете очень заметно синит.
То, что фотобумагу не следует использовать в качестве белой карты, понятно. Непонятны следующие вопросы:
- можно ли говорить о том, что фотобумага Canon Photo Paper Plus Glossy II «оптимизирована» для искусственного света?
- можно ли говорить о том, что фотобумага Canon Photo Paper Plus Glossy II не очень хорошая фотобумага в силу нестабильных спектральных характеристик?
- стоит ли ожидать от фотобумаги ровной спектральной отражающей характеристики? Или достаточно «оптимизированности» под искусственный свет?
- есть ли стандарты стабильности цветовых характеристик фотобумаги?
- никто не знает, что с фотобумагой других производителей?
В целом, несколько обескуражен результатами — не ожидал такой небелизны (явно различимой глазом и без замеров) фотобумаги в естественном свете.
Пардон, если не в тот форум запостил.