- Сообщения
- 289
- Реакции
- 1
http://nefik.livejournal.com/2549.html
Пишет Crack O'Deal (nefik)
@ 2006-03-17 21:04:00
За время своей работы в области графического дизайна (а это, в общей сложности, около десяти лет) при реализации различных проектов мне не раз выпадала честь общаться с людьми смежных творческих профессий — художниками и фотографами — мастерство которых в своем деле не подлежало никакому сомнению. В их работах была и энергетика, и экспрессия, и изящество, и внутренний стержень, и некое послание (так называемый «message»). Люди искусства научили меня понимать доселе неведомые тонкости и нюансы — за что им премного благодарен. Я мог часами заслушиваться и зачитываться их рассуждениями о композиции, цветовых пятнах, балансе и динамике, фигуре и фоне, ритме и гамме…
Один лишь маленький вопросик, однажды возникнув, продолжал мучить меня вплоть до недавнего времени. Когда дело доходило до собственно дизайна и от этих людей требовалось в четко обозначенные сроки сделать некий изначально коммерческий продукт – листовку, буклет, визитку, эскиз сайта... — моему изумлению не было предела. Гора каждый раз рождала мышь. Увы, без боли на эти «произведения» смотреть было невозможно. Приблизительно это можно было описать так: «текст плюс графика» — и не более. Не наблюдалось никакого взаимодействия между ними, не говоря уж о гармонии и сбалансированности. Мне удавалось тактично воздерживаться от резких высказываний, но червь разочарования принимался с новой силой точить мой разум. Что-то было не так, где-то происходил фатальный сбой — в насквозь прикладной и утилитарной области дизайна чутье и чувство прекрасного этим бесспорно талантливым людям почему-то отказывало...
В надежде найти «корень зла», я начал разбираться в сути вопроса — чем же так кардинально отличается дизайн от творчества в сфере фотографии, живописи или графики. Может, дело было в «творчестве на заказ»? Однако история знает немало примеров, когда величайшие произведения искусства создавались именно так! А, может быть, коммерческий дизайн имеет слишком сильную мотивационную, побудительную составляющую для воздействия на потребителя — и именно этот нюанс не могли воплотить художники и фотографы, обрамляя текст красивыми, но пустыми картинками? Но позвольте: разве по-настоящему сильные произведения не заставляют нас задумываться, смеяться, плакать или меняться к лучшему? Побудительные силы искусства налицо, так что тут его отличия от дизайна, кажется, невелики. Конечно, оставался еще один фактор в виде жесткого диктата заказчика («здесь нарисовать аленькой цвяточек, а тут синенькую полоску — и чтоб было побахаче»), но такие примеры я не рассматриваю ввиду крайней непрофессиональности подобной работы.
Не буду тебя больше мучить, дорогой читатель. Копал я слишком глубоко, а ответ, как всегда, лежал на поверхности. Многое прояснилось, когда я, наконец, понял для себя, что графический дизайн – это, прежде всего, передача информации (но ни в коем случае не её красивое обрамление или декорирование!). И, если рассуждать упрощенно, информация эта передается по двум каналам: визуальному (в образах) и вербальному (то есть словесно). Если у художников и фотографов с визуальной передачей информации к зрителю дела обстоят хорошо, то вот со словесной имеются трудности, и немалые. Это не голословное утверждение: как известно, у людей творческих профессий больше развито правое полушарие, отвечающее за интуицию, иррациональность, образное мышление, чувства и эмоции, а также за их выражение. В то время как левое полушарие отвечает за упорядочивание информации, логику, поиск закономерностей. Настоящие художники — «правополушарные» существа, с них и спрос соответствующий. Они могут не заботиться о том, чтобы быть понятными всем. Что греха таить, целевая аудитория у художника всего одна — это лишь почитатели его таланта. Но в работе дизайнера задачи упорядочения информации, внятного донесения этой информации до широкого круга людей, внесения порядка в хаос окружающего мира с целью сделать жизнь удобнее и приятнее — намного важнее, чем спонтанное самовыражение, поэтому необходимость «шевелить» левой половиной мозга у него гораздо выше, чем у художника. А способность переключаться между разными целевыми аудиториями и осознавать их потребности можно развить только размышляя логически.
Много ли ты, уважаемый читатель, видел картин с текстом больше одной строки? Я – от силы штуки три (и то в творчестве кубистов и сюрреалистов). Текст, слова, фразы (а также гармоничное, неотделимое встраивание их в композицию) – вот что однозначно отличает графический дизайн от прочего визуального творчества. Он начался, когда в один прекрасный день кто-то догадался сделать слово на картине одним из ключевых элементов (скорее всего, слово было неприличное — но об этом история умалчивает), и с тех пор дизайн вырос в совершенно отдельную сферу со своей спецификой. Фактически, он находится на стыке трех дисциплин: графики, типографики и (как ни странно) литературы. И вот в чем терпели полное фиаско художники и фотографы – так это в двух последних дисциплинах, совершенно им чуждых по природе, в том, где они не сильны. Текст во всех их дизайн-макетах выглядит слишком явным «вставным зубом» — чужеродным, постоянно отторгающимся от общей композиции элементом. Либо он настолько забит графической составляющей, что его читабельность сводится к нулю…
Текст — весьма своенравное «существо», с ним нужно уметь работать, чувствовать его, прикидывать насколько он будет легко и удобно прочитан. При построении композиции с текстом требуется учитывать множество факторов: собственную темпоритмику шрифта, разброс акцентов, рваную или строгую выключку, контрастность текста и фона, монотонность расположения текстовых блоков в многостраничной публикации, постоянный вектор движения глаз слева направо, а также комфортную ширину строки (известно что, чем выше уровень образования аудитории, тем более длинные строки она сможет прочесть без напряжения). Но в привычной профессиональной деятельности художника или фотографа текста нет. Откуда ему знать, как с ним работать? Да ниоткуда! Результат — плачевен.
Don’t send a boy to do a man’s job.
продолжение следует...
Пишет Crack O'Deal (nefik)
@ 2006-03-17 21:04:00
Убей в себе художника
За время своей работы в области графического дизайна (а это, в общей сложности, около десяти лет) при реализации различных проектов мне не раз выпадала честь общаться с людьми смежных творческих профессий — художниками и фотографами — мастерство которых в своем деле не подлежало никакому сомнению. В их работах была и энергетика, и экспрессия, и изящество, и внутренний стержень, и некое послание (так называемый «message»). Люди искусства научили меня понимать доселе неведомые тонкости и нюансы — за что им премного благодарен. Я мог часами заслушиваться и зачитываться их рассуждениями о композиции, цветовых пятнах, балансе и динамике, фигуре и фоне, ритме и гамме…
Один лишь маленький вопросик, однажды возникнув, продолжал мучить меня вплоть до недавнего времени. Когда дело доходило до собственно дизайна и от этих людей требовалось в четко обозначенные сроки сделать некий изначально коммерческий продукт – листовку, буклет, визитку, эскиз сайта... — моему изумлению не было предела. Гора каждый раз рождала мышь. Увы, без боли на эти «произведения» смотреть было невозможно. Приблизительно это можно было описать так: «текст плюс графика» — и не более. Не наблюдалось никакого взаимодействия между ними, не говоря уж о гармонии и сбалансированности. Мне удавалось тактично воздерживаться от резких высказываний, но червь разочарования принимался с новой силой точить мой разум. Что-то было не так, где-то происходил фатальный сбой — в насквозь прикладной и утилитарной области дизайна чутье и чувство прекрасного этим бесспорно талантливым людям почему-то отказывало...
В надежде найти «корень зла», я начал разбираться в сути вопроса — чем же так кардинально отличается дизайн от творчества в сфере фотографии, живописи или графики. Может, дело было в «творчестве на заказ»? Однако история знает немало примеров, когда величайшие произведения искусства создавались именно так! А, может быть, коммерческий дизайн имеет слишком сильную мотивационную, побудительную составляющую для воздействия на потребителя — и именно этот нюанс не могли воплотить художники и фотографы, обрамляя текст красивыми, но пустыми картинками? Но позвольте: разве по-настоящему сильные произведения не заставляют нас задумываться, смеяться, плакать или меняться к лучшему? Побудительные силы искусства налицо, так что тут его отличия от дизайна, кажется, невелики. Конечно, оставался еще один фактор в виде жесткого диктата заказчика («здесь нарисовать аленькой цвяточек, а тут синенькую полоску — и чтоб было побахаче»), но такие примеры я не рассматриваю ввиду крайней непрофессиональности подобной работы.
Не буду тебя больше мучить, дорогой читатель. Копал я слишком глубоко, а ответ, как всегда, лежал на поверхности. Многое прояснилось, когда я, наконец, понял для себя, что графический дизайн – это, прежде всего, передача информации (но ни в коем случае не её красивое обрамление или декорирование!). И, если рассуждать упрощенно, информация эта передается по двум каналам: визуальному (в образах) и вербальному (то есть словесно). Если у художников и фотографов с визуальной передачей информации к зрителю дела обстоят хорошо, то вот со словесной имеются трудности, и немалые. Это не голословное утверждение: как известно, у людей творческих профессий больше развито правое полушарие, отвечающее за интуицию, иррациональность, образное мышление, чувства и эмоции, а также за их выражение. В то время как левое полушарие отвечает за упорядочивание информации, логику, поиск закономерностей. Настоящие художники — «правополушарные» существа, с них и спрос соответствующий. Они могут не заботиться о том, чтобы быть понятными всем. Что греха таить, целевая аудитория у художника всего одна — это лишь почитатели его таланта. Но в работе дизайнера задачи упорядочения информации, внятного донесения этой информации до широкого круга людей, внесения порядка в хаос окружающего мира с целью сделать жизнь удобнее и приятнее — намного важнее, чем спонтанное самовыражение, поэтому необходимость «шевелить» левой половиной мозга у него гораздо выше, чем у художника. А способность переключаться между разными целевыми аудиториями и осознавать их потребности можно развить только размышляя логически.
Много ли ты, уважаемый читатель, видел картин с текстом больше одной строки? Я – от силы штуки три (и то в творчестве кубистов и сюрреалистов). Текст, слова, фразы (а также гармоничное, неотделимое встраивание их в композицию) – вот что однозначно отличает графический дизайн от прочего визуального творчества. Он начался, когда в один прекрасный день кто-то догадался сделать слово на картине одним из ключевых элементов (скорее всего, слово было неприличное — но об этом история умалчивает), и с тех пор дизайн вырос в совершенно отдельную сферу со своей спецификой. Фактически, он находится на стыке трех дисциплин: графики, типографики и (как ни странно) литературы. И вот в чем терпели полное фиаско художники и фотографы – так это в двух последних дисциплинах, совершенно им чуждых по природе, в том, где они не сильны. Текст во всех их дизайн-макетах выглядит слишком явным «вставным зубом» — чужеродным, постоянно отторгающимся от общей композиции элементом. Либо он настолько забит графической составляющей, что его читабельность сводится к нулю…
Текст — весьма своенравное «существо», с ним нужно уметь работать, чувствовать его, прикидывать насколько он будет легко и удобно прочитан. При построении композиции с текстом требуется учитывать множество факторов: собственную темпоритмику шрифта, разброс акцентов, рваную или строгую выключку, контрастность текста и фона, монотонность расположения текстовых блоков в многостраничной публикации, постоянный вектор движения глаз слева направо, а также комфортную ширину строки (известно что, чем выше уровень образования аудитории, тем более длинные строки она сможет прочесть без напряжения). Но в привычной профессиональной деятельности художника или фотографа текста нет. Откуда ему знать, как с ним работать? Да ниоткуда! Результат — плачевен.
Don’t send a boy to do a man’s job.
продолжение следует...